Пресса о нас

Inventive Retail Group – оператор розничных сетей, интернет-магазинов, дистрибутор и поставщик бизнес-решений в премиальном сегменте. Группа развивает омниканальную стратегию бизнеса. Розничные магазины группы – это точки продаж в четырех сегментах рынка: электроника, спорт, детские товары и фэшн.

10.02.2021

Бизнесмен Тихон Смыков вспоминает, как в России появились Nokia, Apple, Nike и LEGO

Скорее всего, вы могли никогда не слышать о компании Inventive Retail Group просто потому, что не задумывались, откуда в России продукция Apple, Samsung, Xiaomi, Huawei, LEGO, Nike и многих других всемирно известных брендов. Дистрибуцией этих товаров с 2005 года в нашей стране занимается именно Inventive Retail Group, за успехом которой стоит президент компании – Тихон Смыков. Окончивший когда-то с отличием Московский Государственный технический университет им. Н. Э. Баумана по направлению «Комплексные системы автоматизации производства» и начинавший карьеру с продаж программного обеспечения Смыков совершенно не выглядит и не ведет себя, как занудный номенклатурный технарь. О таких бизнесменах принято говорить «современный предприниматель нового типа». В свободное время тягает 170-килограммовую штангу, помимо идеально пошитых на заказ костюмов и кашемира Brunello Cucinelli, носит и стритвир, развивает в компании корпоративные СМИ, чтобы быть ближе к сотрудникам, и под Новый год в одном из магазинов re:Store лично консультирует и стоит за кассой.

В портфеле вашей компании Inventive Retail Group очень много известных, всемирно популярных брендов. С чего вообще все началось? Как появилась компания?
Я в компанию пришел, когда она уже существовала какое-то время, поэтому в целом все началось до меня. А история успеха простая: великая компания Apple не всегда была такой же великой, как сейчас. Объем бизнеса в России был довольно небольшой, и нужна была компания, которая привозила бы в Россию товары и выполняла маркетинговые функции. Основателем компании был Евгений Бутман, основным акционером – ныне покойный Георгий Генс. И собственно говоря, это был просто оптовый бизнес. 11 ноября 2005 года розничное подразделение Apple IMC Russia открыло в Москве первый магазин Apple Center в ТРК «Атриум». Через год проект был переименован в re:Store, который в дальнейшем превратился в крупнейшую сеть Apple Premium Reseller в мире. Бизнес оказался неплохим, довольно быстро открыли несколько десятков магазинов по стране. А я пришел в компанию в 2008 году в качестве заместителя генерального директора.

А расскажите, пожалуйста, чем вы занимались до этого?
Я был довольно молод. Работал в той же группе, занимался оптовой дистрибуцией продукции Apple. Просто акционеры попросили перейти в розничный проект в какой-то момент. И тогда я понял, что вообще-то можно заниматься не только Apple. И мы стали эволюционно договариваться с другими крупнейшими компаниями потребительского рынка. Сначала это была компания Nokia, потом Sony, затем Samsung, следом – LEGO. В 2012-м мы договорились с Nike. Вот так портфель брендов и сформировался. Ну и потом в 2014 году мы сделали Street Beat – мультибрендовый магазин кроссовок.

Давайте на всякий случай для читателей проясним, что такое ретейл и чем занимается ваша компания.
Мы занимаемся главным образом именно монобрендовым ретейлом. Например, есть какая-то марка, она не может или не хочет розничную торговлю осуществлять самостоятельно, но она может попросить об этом партнера. Мы тот самый партнер, который помогает бренду выстроить диалог с потребителем в России, соблюдая все-все стандарты обслуживания этого бренда и предоставляя все услуги на самом высочайшем уровне. Мы для брендов делаем розничные сети и интернет-магазины.

И вы, выходит, несете ответственность за популярность Apple в России? Вы прошли с гигантом все этапы – от первых нескольких магазинов до огромной сети, которая теперь продает пачками смартфоны и другие гаджеты.
У Apple с 2005 года и где-то до 2009-го очень интенсивно расширялся мобильный ряд. Сначала появились iPod, потом развивалась линейка ноутбуков, потом создали iPhone, потом – iPad, AirPods. И значение их на рынке все время росло. Сейчас Apple в России продажи организовывает самостоятельно, и мы лишь один из каналов сбыта, поэтому айфон можно купить везде – и в розничных сетях вроде «М-видео», и в магазинах, даже на Wildberries и у самих Apple. Мы же ориентируемся на работу в лучших торговых центрах и лучших торговых коридорах, если про уличный ретейл говорить. И очень хорошо умеем работать в формате монобрендового магазина, который дает максимальный ассортимент и персонал которого обладает максимальными знаниями о продукте. Это логика нашей компании.

Сейчас у вас в портфеле, например, есть Samsung и Apple. Это конкуренты. Как выстроить работу в компании так, чтобы клиенты не переживали из-за подобных пересечений?
Смотрите, у нас есть как бы основной фронт работы – это работа с тем или иным брендом. И у каждого бренда есть свой руководитель. И все они живут довольно независимо, потому что да, мы работаем в том числе с компаниями, которые напрямую конкурируют друг с другом, и они должны чувствовать себя комфортно в этой ситуации, понимать, что мы не будем коммерческие секреты передавать конкурентам. При этом у нас есть подразделения, которые обслуживают все бренды в равной мере. Это, к примеру, бухгалтерия, отдел персонала, IT-отдел. Вот так примерно и структурируется – есть некий общий центр и отдельные департаменты по каждому направлению, по каждому бренду.

Большинство этих брендов представлены в бесчисленном количестве стран по миру. Чем наш рынок ретейла отличается от других?
Российский рынок – рынок очень большой. Он, на самом деле, один из крупнейших в Европе. Но при этом является достаточно периферийным для многих компаний. И многие бренды, с которыми мы работаем здесь, за рубежом работают не через партнеров. Ну, например, взять Соединенные Штаты Америки, там у Apple свои магазины, как и у LEGO. У Nike тоже есть – пусть не очень много, но присутствуют. А здесь они придерживаются по-прежнему в большей степени партнерской модели. На зрелых высококонкурентных рынках – американском, европейском – международные корпорации, как правило, работают напрямую. В России очень много локальной специфики, и поэтому есть нужда в таких компаниях, как наша.

Я могу предположить, что работа у вас довольно сложная, так как требует правильной коммуникации с серьезными партнерами. Вы на кого-то равнялись, у вас были кумиры какие-то, вы учились у зарубежных бизнесменов строить компанию? Все-таки для нас ретейл – явление довольно новое.
Я удачно попал в компанию, которая очень быстро росла, и я так же быстро стал в ней делать карьеру. Специально работать с ретейлом я не учился нигде, да и некогда было. Бизнес же – такая штука, в которой историям успеха достаточно трудно учиться, просто потому что каждый случай является уникальным. Я всегда мечтал быть бизнесменом, руководителем крупной компании, и все для этого делал. Примеров и кумиров у меня не было.

А что, собственно, надо делать, чтобы стать руководителем крупной компании?
Я не боялся брать на себя ответственность. Я формировал команду. Я никогда не думал – ну, конечно, когда-то думал, но вовремя перестал думать, – что все умею лучше всех. И не боялся поручать людям всю ответственность за их задачи и зависеть от коллег. Нужно уметь делегировать. Вот это, наверное, ключевые вещи – ответственность и хорошая команда. Ну и какой-то элемент здравого смысла, потому что, если понимаешь, как работает бизнес, – понимаешь, как его расширять. Я, разумеется, пережил определенную эволюцию, чтобы успешно функционировать на руководящих позициях. Для этого нужен набор качеств совершенно другой, зачастую диаметрально противоположный тому набору, который у тебя есть в начале карьеры. Соответственно, двигался я наверх за счет напористости, амбициозности и исповедовал такую очень авторитарную модель. Сейчас я стараюсь, чтобы авторитаризма было меньше, а люди, перед которыми стоят задачи, имели все необходимые полномочия, и, в общем-то, разделяю с ними ответственность в полной мере.

Как вы расширяли бизнес в пандемию? Вообще, учитывая, что многие магазины и торговые центры были закрыты, ваша компания, занимающаяся интернет-ретейлом, получается, даже оказалась в плюсе?
И да и нет. В чем-то компания выиграла, в чем-то проиграла. Понятно, что было довольно сложно. Но здесь все как у всех. Был серьезный кризис, и пришлось пересмотреть отношения со всеми контрагентами без исключения. По сути, заново договориться. И это привело к существенному росту эффективности бизнеса. И да, нам отчасти повезло, потому что, во-первых, мы работаем с хорошими корпорациями, хорошими брендами. И спрос на их продукцию сокращался не так сильно в кризис. А во-вторых, у нас очень большая часть бизнеса связана с телекоммуникациями. Смартфоны, компьютеры, планшеты – на все это был повышенный спрос в течение прошлого года. Ну и с точки зрения развития, понятно, что несколько месяцев магазины стояли закрытые. И сумасшедший объем приобрела онлайн-торговля. То есть в этом мы тоже очень сильно шагнули вперед.

Шагнули ли мы вперед в контексте осознанности и экологичности, о которых постоянно говорит один из ваших партнеров – Apple?
Эти тренды точно есть и в России тоже. Они очень сильно резонируют с молодой аудиторией, гораздо сильнее, нежели с аудиторией зрелой. Ну вот меня, например, в силу года рождения и бэкграунда впечатлить экологической повесткой тяжело. Хотя я умом, конечно, понимаю, что все это бесконечно важно. А для молодежи – это имеет значение и рациональное, и эмоциональное. То есть они реально в это вовлекаются.

Если вы работаете с Nike, Apple и LEGO, значит ли это, что вы носите Nike, пользуетесь айфоном и собираете. И если вы пойдете на встречу с Nike, вы наденете кроссовки Nike?
Обязательно. А кроссовки adidas надену, только если буду сильно на них за что-то обижаться, но пока такого не было. Я очень люблю то, чем я сейчас занимаюсь, очень люблю продукцию, с которой мы работаем, и много пользуюсь всеми товарами без исключения. Я считаю, иначе сложно было бы добиться каких-то результатов – без искреннего положительного отношения к своему делу.

Как вы расслабляетесь и отдыхаете от работы?
Я занимаюсь спортом стабильно три раза в неделю, хожу в спортзал, провожу довольно ожесточенные тренировки с отягощениями. И считаю это важнейшей частью жизни, мне этого хватает. Зимой еще на лыжах люблю покататься. Если надо совсем расслабиться, то куда-нибудь еду за границу. Все собираюсь освоить медитацию, но пока никак не успеваю. Ну и конечно, я провожу время с семьей – у меня есть любимая супруга и двое сыновей.


Возврат к списку