Пресса о нас

Inventive Retail Group – оператор розничных сетей, интернет-магазинов, дистрибутор и поставщик бизнес-решений в премиальном сегменте. Группа развивает омниканальную стратегию бизнеса. Розничные магазины группы – это точки продаж в четырех сегментах рынка: электроника, спорт, детские товары и фэшн.

29.10.2020

Как рынок электроники переживает пандемию?

Для начала познакомимся с вашей группой компаний. Большую нишу в Inventive Retail Group занимает именно техника. Почему это так?

Так исторически сложилось. Мы начинали бизнес с сети магазинов re:Store, потом Nokia и Samsung. Это сформировало нашу компетенцию. Электроника — большой бизнес с высокими ценниками, поэтому у нас велик удельный вес в этой сфере.

Вы начали работать с Apple еще задолго до начала всемирного «яблочного бума». Были ли видны перспективы корпорации уже тогда?

В тот момент мы увидели траекторию начала роста у Apple, это нас и привлекло. Мы начали работать в формате, созданном самой компанией Apple. С их стороны были целенаправленные действия по выстраиванию розницы. Поэтому все сложилось хорошо.

Недавно сеть re:Store отметила 15-летие. Что для вас значит эта дата?

15 лет — достаточно зрелый возраст для компании. Я вижу в этой дате востребованность среди наших покупателей. За такой большой срок многие успели появиться на рынке и уйти с него, а мы остались.

Насколько изменился потребитель за те 15 лет, что вы на рынке?

Наш потребитель — это человек, который ориентирован на самые передовые технологии. Если говорить об этом потребителе, то он стал старше. Мы периодически проводим исследования наших покупателей. Десять лет назад средний возраст наших клиентов не доходил до 30, сейчас же эта цифра приближается к 40. Мы делаем вывод, что потребитель взрослеет вместе с нами. Также любовь к технологиям расширяет нашу клиентскую базу. Люди стараются больше общаться друг с другом с их помощью.

В России есть такая особенность: наши люди очень быстро принимают все нововведения и внедряют их в повседневную жизнь. Это можно увидеть на примере мобильных платежей или интернета. В этом отношении Россия впереди всей планеты.

Как вы думаете, с чем связано это взросление клиента, о котором вы говорите?

Мне кажется, это естественные причины. Люди в какой-то момент пришли к нам и решили остаться.

Пару недель назад в России начались продажи новой линейки iPhone. СМИ написали, что очередей впервые за долгое время не было. Почему это так?

Я думаю, что это из-за эпидемиологической ситуации. Также у нас в стране уже много лет не бывает какого-то жесткого дефицита товара. Люди просто понимают, что в этих очередях в первый день нет никакого смысла.

Вот мы и перешли к самой важной теме этого года. Пандемия оказала серьезное влияние практически на весь бизнес. Как она коснулась рынка электроники?

Все произошло очень контринтуитивно, потому что рынок потребительской электроники довольно сильно вырос. Не все смогли извлечь из этого выгоду, потому что многие, как и мы, развивали офлайн-бизнес. Эти компании сильно пострадали от закрытия магазинов. Если говорить об электронике, ее стали покупать гораздо больше. Удаленная работа, общение с друзьями и близкими — все это стало причинами для покупки техники. Рынок уже полгода находится в перманентном дефиците: не хватает ноутбуков, смартфонов, планшетов. В то же время спрос на них растет.

Люди стали больше или меньше тратить в этом году?

Я думаю, что меньше. Но если говорить о том, как это сказывается на бизнесе, надо понимать, что резко сократился импорт услуг. За границу выезжать стало проблематично, поэтому деньги остались в стране. Если я правильно помню, в прошлом году за границей было потрачено $36 млрд. В 2020-м эта сумма сократилась многократно. Понятно, что эти деньги и так тратятся, но теперь уже в России. Это очень сильно поддержало розничную торговлю, в особенности продажу техники.

Если говорить про Inventive Retail Group, как пандемия сказалась на вашей группе компаний?

Мы довольно тяжело переживали апрель и май, когда все было закрыто, но потом продажи стали быстро восстанавливаться. Сейчас наши показатели существенно лучше, чем те, что были год назад.

Немного отстранимся от техники. Какая отрасль пострадала больше остальных в рамках вашей группы компаний?

К сожалению, это все, что связано со спортивным ретейлом. У нас в этой отрасли был не настолько сильный онлайн. Не стоит забывать и про фактор сезонности: летние коллекции не были произведены и закуплены. Когда все магазины открылись, мы ощутили повышенный спрос, но товарных остатков у нас было не так много. Получилось так, что сначала мы были закрыты и не имели выручки, а потом у нас не оказалось товара. Это сказывается на финансовой составляющей. На фоне пандемии все заказы на второе полугодие были «порезаны». Это, наверное, касается всего фэшн-ретейла.

Как на Inventive Retail Group сказывается резкий скачок валютного курса?

Вместе с этим растет чек. Все становится дороже, больше никак.

Как бороться с последствиями кризиса?

В нашем случае последствия скорее положительные: мы провели реструктуризацию и избавились от большого количества ненужных расходов. Но надо понимать, что так не у всех. У каждой компании своя ситуация.

В начале сентября вы сказали, что испытываете тревогу перед ближайшими месяцами. Эти опасения подтвердились?

В целом они оправдываются. Как обычно, все лучше, чем я думал, но эпидемия никуда не делась. Людей в магазинах и торговых центрах становится меньше. Это реальность, которая в ближайшее время никуда не пропадет, что скажется на экономической обстановке и приведет к падению доходов. Я думаю, в полный рост мы ощутим последствия этого в следующем году.

Как вы считаете, правительство правильно делает, что не вводит второй локдаун? Это действительно может погубить бизнес?

Я не специалист по борьбе с эпидемиями, поэтому дать оценку действиям правительства не могу. Но погубить бизнес, закрыв его, действительно можно.

Патрик-Филипп Ясиньски

Возврат к списку