Пресса о нас

Inventive Retail Group – оператор розничных сетей, интернет-магазинов, дистрибутор и поставщик бизнес-решений в премиальном сегменте. Группа развивает омниканальную стратегию бизнеса. Розничные магазины группы – это точки продаж в четырех сегментах рынка: электроника, спорт, детские товары и фэшн.

08.10.2020

Евгений Усенко (Inventive eCommerce) про e-com под ключ и подводные камни работы с маркетплейсами

Inventive eCommerce стартовал в 2019 г., выделившись из Inventive Retail Group (IRG), управляющей сетями фирменных магазинов re:Store, Samsung, Huawei, Xiaomi, Nike, STREET BEAT, LEGO, UNOde50.
Создает e-com-инфраструктуру прямых продаж для российских и иностранных брендов.
Inventive eCommerce создана с целью закрыть потребности брендов, производителей и дистрибьюторов в построении и управлении e-commerce.
Разработала собственную IT-платформу, которая также используется для продвижения брендов в IRG.
Как появилась идея проекта Inventive eCommerce?

Над созданием отдельного проекта задумались еще в 2018 году. К тому моменту мы уже осознали, что перестали быть просто оператором торговых сетей в разных сегментах рынка. За годы работы мы накопили существенный опыт и компетенции, разработали сложные интегрированные IT-системы и решения, научились делать действительно качественный сервис в онлайне. Даже в миссии Inventive Retail Group сказано, что мы — «проводник ведущих мировых потребительских брендов на российском рынке», а это включает в себя как офлайн-, так и онлайн-каналы.
По результатам исследования качества обслуживания в ритейл-магазинах от KPMG за 2019 год, три бренда, с которыми работает наша группа, вошли в топ-10, а Samsung и Nike — в топ-3.

Стимулом для формирования из отдельного подразделения IRG новой компании стал и рост запросов от разных брендов на построение полноценной онлайн-составляющей для бизнеса в России. В 2019 году мы выделили все в отдельную компанию Inventive eCommerce, произвели необходимые интеграции с маркетплейсами и существенно расшили команду. Тогда же у нас появился и первый клиент — бренд Lenovo, онлайн-магазин которого начал функционировать уже через три месяца после подписания договора.

Расскажите подробнее про этот кейс.

Представители бренда Lenovo пригласили нас участвовать в тендере на полное сопровождение их онлайн-проекта shop.lenovo.ru. Необходимо было обеспечить качественное обслуживание клиентов, предоставив готовый технологический продукт, понятный потребителю, который не нужно разрабатывать с нуля, т.к. структура сайта и клиентская база уже были и работали с 2015 года. Конечно, партнер обязательно должен знать толк в управлении пользовательским опытом. Дело в том, что не все покупатели разбираются в таких сложных технологических товарах, как, например, ноутбуки. Поэтому бренду нужен интерфейс, который позволит в несколько кликов из множества наименований отобрать 5-7, которые подходят конкретному покупателю. При этом поиск и подбор оборудования должен быть удобен с абсолютно любого устройства.

Выиграв тендер, мы полностью перенесли всю ИТ-составляющую проекта магазина, используя нашу технологическую платформу и наработки. Многие функциональные модули уже были в нашем базовом решении, часть разработали совместно с вендором. Например, широкий набор логистических операторов, инструмент управления маркетинговыми акциями, единая коммуникационная платформа, OMS (система управления заказами), PIM (система управления контентом и каталогом), интеграции с маркетплейсами и многое другое. Также мы запустили контакт-центр и службу клиентского сервиса, перестроили логистику. В итоге Lenovo получил совершенно обновленный инструмент для онлайн-продаж с новыми возможностями.

Что самое сложное в запуске e-сom-проектов для технологических брендов?

Мне кажется, не совсем правильно будет говорить о том, что было самым сложным или простым. Любой проект — это всегда работа двух сторон: в данном случае технического ритейлера, как мы, и бренда. Чтобы на выходе получился качественный результат, недостаточно сделать приятный интерфейс онлайн-магазина и посадить несколько человек на телефон. Необходима не только технологичная платформа, также нужно быть экспертом в продукте, категории, а это можно сделать только с участием бренда.

Управление ассортиментом, продвижение, логистика, клиентский сервис, качественная консультация — вот где кроется успех любого ритейл-проекта. Все это требует системного качественного управления, для которого нужна сильная команда.

В случае с брендом Lenovo нужен был быстрый старт, так как приближался декабрь 2019 года — самый интересный сезон на рынке техники по продажам. И пропустить его нельзя. Конечно, в такой ситуации говорить о построении решения с нуля неприемлемо. Но у нас уже было готовое технологическое решение с большим набором функций. К этой IT-платформе можно оперативно подвязать практически любой бренд.

То есть к декабрю 2019 года вы уже полностью запустили проект Lenovo?

Да. В этом году мы занимаемся выходом бренда на основные российские маркетплейсы.

Уже можно говорить о результатах сотрудничества?

После запуска проекта в декабре 2019 года показатель Like for like (соотношение финансовых результатов за текущий и прошлый отчетный периоды) онлайн-продаж Lenovo составлял +50%. А в первом и во втором квартале 2020 года мы показали прирост выручки в 2,5 раза по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

За этот год у вас появились новые партнеры?

На финальной стадии договоренности с несколькими фэшн-компаниями и брендами электроники. В этом году мы планируем запустить еще один-два проекта.

Привлечению партнеров как-то способствовало то, что многие компании задумались о переходе в онлайн во время изоляции?

Безусловно, пандемия повлияла на интерес к онлайну, но говорить, что только из-за этого и именно сейчас компании стали смотреть на это направление бизнеса, не совсем верно. Это не новый тренд, как, например, маркетплейсы, где мы получаем гораздо больше запросов на сотрудничество.

Правильнее будет говорить, что многие действительно задумались над качеством их текущего сервиса. Столкнувшись с техническими и операционными ограничениями, не выдержав резкого роста объемов, компании стали думать не просто о смене действующего подрядчика, а о полной трансформации модели управления онлайн-проектами.

Кстати, про подрядчиков. То, что предлагает рынку Inventive eCommerce, во многом пересекается с услугами полносервисных маркетинговых агентств. Как вы отстраиваетесь от конкурентов, в чем ваше УТП?

Наше уникальное торговое предложение на самом деле очень простое. По сути, мы технический ритейлер, white-label для брендов. Ключевая наша компетенция — это экспертиза в e-commerce: фулфилмент, логистика, контакт-центры, клиентский сервис, менеджмент марктеплейсов и т.д. Это то, что обеспечивает качественную работу любого магазина. Для бренда мы — один договор, одно контактное лицо, один подрядчик, который работает на его условиях и по его правилам со всем e-com-каналами и партнерами. И это уникальная экспертиза, которой нет ни в одном агентстве.

Сделать сайт могут сотни веб-студий в России, продвижение — десятки компаний, доставить товар — множество провайдеров, принять платежи — еще несколько партнеров. А вот собрать все воедино и управлять этим как единым процессом бренд должен либо самостоятельно, либо привлекая такого оператора, как мы.

По нашим экспертным подсчетам, для запуска e-сom-проекта с нуля нужно отобрать около 18 подрядчиков, которые позволят получить на выходе высокий уровень сервиса.

Помимо экспертизы своим партнерам мы зачастую предлагаем более выгодные условия по доставке, онлайн-платежам, фулфилменту и другим услугам. Со многими контрагентами работаем на особых условиях и, благодаря большим объемам всей группы Inventive Retail Group, добиваемся выгодных тарифов, которые предлагаем и нашим бренд-клиентам.

Получается такая бутиковая история.

У нас нет задачи найти 100+ клиентов в год, мы фокусируемся на крупных брендах, занимаемся сложными кейсами. Делаем то, что мало кто умеет на рынке: разрабатываем уникальные решения и схемы, встраиваемся в текущие процессы партнеров или в их правила, а также инвестируем в совместные проекты.

У Inventive eСommerce есть две схемы работы. Первая — агентская, когда партнер является продавцом. Мы берем на себя обеспечение всех процессов, а человек покупает товары напрямую у бренда. Вторая, когда бренд не представлен в России. В таком случае мы закупаем товар и продаем его конечным покупателям от своего имени, безусловно, с соблюдением правил обслуживания и гайдов бренда. Это, по сути, их клиент, их сайт, их торговая марка, а значит, сервис должен быть на высочайшем уровне.

Помимо выстраивания работы бренда в онлайне вы помогаете им налаживать работу с маркетплейсами. Что такого сложного во взаимодействии с этими площадками, если даже требуется помощь внешнего подрядчика?

Маркетплейсы сейчас на хайпе. Компаний, занимающихся открытием магазинов там, довольно много. Мне кажется, только ленивый не пошел в эту нишу. По правде сказать, я не вижу большой сложности в том, чтобы открыть магазин на маркетплейсе и начать там торговать. Но вот дальше.

Чтобы открыть собственный магазин на маркетплейсе, бренд должен согласовать свои регламенты с правилами площадки: начиная от договора, заканчивая отчетностью. Чаще всего для самого бренда это невозможно. Нужен буфер вроде нас или аналогичных компаний. Перед нами стоит задача взять правила и процессы бренда, пропустить через себя и трансформировать их в правила и процессы маркетплейсов. Это может затрагивать маркировку товаров, сроки оплат, отчетность по форме бренда и так далее.

Документы — это единственная сложность?

Нет. Маркетплейсы сейчас — это растущие компании. И из-за того, что их процессы развиваются с разной скоростью, возникают постоянные проблемы. Именно поэтому работа с технологическим партнером таким, как мы, оправдывает себя.

К примеру, возьмем каталог. Маркетплейс сильно наращивает ассортимент и меняет подход к каталогу, как итог — новинки простаивают, потому что система не позволяет их быстро загрузить. И так бывает довольно часто. Иногда сложности возникают при поставке товаров на склад. При заказе новой поставки нужно заполнить форму, которая не всегда работает корректно, а службы поддержки решают этот вопрос по несколько дней.

Зачастую невозможно провести инвентаризацию. Представьте, товар уходит в регионы, но где именно он находится, площадка не знает. Отдельная история – это онбординг. На мой взгляд, у маркетплейсов просто не хватает ресурсов из-за слишком быстрого прироста партнеров. Бывает так, что ответа на вопрос можно ждать днями даже при самых простых кейсах. И это только ответ, на решение проблемы требуется еще больше времени.

Но ведь для бизнеса предусмотрены компенсации, в случае если проблемы возникли из-за маркетплейса?

Компенсации есть, но это довольно сложный процесс, отнимающий несколько месяцев. Так что нужно внимательно следить за товародвижением, чтобы избежать серьезных убытков.

К тому же у большинства маркетплейсов маленький срок на подачу претензии. Например, при приемке товаров нужно очень быстро просмотреть все, отделить брак и создать претензию. И если бренд не умеет оперативно работать с возвратами, то можно получить много плохого товара обратно, что приведет к списаниям.

Я рассказываю обо всем этом не для того, что предъявить претензии маркетплейсам, а чтобы донести до брендов и производителей, что работа с торговыми онлайн-площадками — это в том числе и риск, о котором многие сейчас умалчивают.

Завести магазин, поставить товар и начать торговать — не проблема, но через полгода вы можете обнаружить огромную дыру в вашем «кармане».

Бренд вообще может успешно работать на рынке, не будучи представленным на маркетплейсах?

Есть бренды, которые принципиально не идут на маркетплейсы. И у каждого из них свои причины. Маркетплейсы будут расти и захватят существенную долю рынка, в том числе и в России. Но они никогда не станут единственным каналом продаж.

Это как в гипермаркете, где ты можешь набрать большую корзину товаров. Однако далеко не все потребители любят такой формат. Есть люди, которые за брендом пойдут в фирменный бутик. Поэтому я верю, что компании-монобренды будут расти. Хотя бы потому, что они — эксперты в продукте.

Возврат к списку