Пресса о нас

Inventive Retail Group – оператор розничных сетей, интернет-магазинов, дистрибутор и поставщик бизнес-решений в премиальном сегменте. Группа развивает омниканальную стратегию бизнеса. Розничные магазины группы – это точки продаж в четырех сегментах рынка: электроника, спорт, детские товары и фэшн.

10.04.2020

Особенное время: почему нынешний кризис не похож ни на что другое

Совершенно неожиданно я обнаружил себя в крайне необычной ситуации. В 1991 году я был ребенком, в 1998 – подростком, в 2008 и 2014 уже работал в бизнесе. Не знаю как для вас, но для меня каждый кризис кажется особенным, неповторимым и страшным. Эмоции говорят, что рушатся самые основы мироустройства, а потом, по прошествии времени, все страхи только веселят и становится жаль упущенных из-за них возможностей. Почему же разворачивающийся сегодня кризис кажется мне особенным и заслуживающим обсуждения?  Тут все просто. Впервые на моей практике бизнес почти полностью остановился: в компании, в стране, почти во всем мире.
Наша компания занимается розничной торговлей. Товары, которые мы продаем, производятся ведущими международными корпорациями. Магазины расположены в лучших торговых центрах в большинстве крупных городов России. События для нас развивались стремительно. То, что остановка деятельности возможна, стало понятно задолго до ее наступления, однако, наблюдая за новостями из Китая, мы иррационально и до последнего надеялись, что подобный китайскому сценарий России не коснется. Помимо новостей предвестниками кризиса стали сбои в поставках продукции, которые затронули даже компании, которые не производили ее на территории Китая: цепочки поставок сколько-нибудь технологичного товара давно стали глобальными.
Разумеется, за пару недель до «нерабочей недели» мы подготовили для себя несколько сценариев, которые нам на тот момент казались стрессовыми. Худший предполагал двухмесячное закрытие розничной сети с перетоком части бизнеса в электронную коммерцию и с последующим довольно быстрым возвращением к нормальной жизни. Похоже, что сейчас, в начале апреля, уже понятно, что мы движемся именно по нему, и все может оказаться несколько хуже: видя, как развивается ситуация в Китае и Южной Корее, мы понимаем, что рассчитывать на быстрое восстановление не приходится.
Самым сложным аспектом сегодняшней ситуации является то, что наша компания столкнулась с технической невозможностью исполнения обязательств перед основными партнерами. В условиях резкого сокращения выручки невозможно нести расходы в прежнем объеме: товарные остатки оказываются существенно больше, чем необходимо, арендованные помещения не генерируют продаж, большая часть персонала оказывается не у дел, законтрактованные расходы на маркетинг и коммуникации теряют смысл, и т.д  Помимо этого есть задолженность перед банками и государством, которую реструктурировать тяжело или невозможно. Вопрос о приоритете платежей в данной ситуации возникает неотвратимо и решается поиском баланса между правовыми рисками и этическими аспектами принимаемых решений. Наш выбор следующий. Мы обязаны платить налоги государству и проценты банкам, считаем крайне важным сохранить рабочие места и максимально возможный в этой ситуации доход для наших сотрудников, чувствуем ответственность за партнеров, бизнес которых в существенной степени ориентирован на нашу компанию. Обязательства перед крупными поставщиками товара и арендодателями мы вынуждены реструктурировать и рассчитываем на их поддержку, т.к. мы все оказались в одной и той же ситуации. У других компаний может быть иной выбор, но выбирать однозначно придется.
Второй важнейший аспект сегодняшней ситуации – отношения с сотрудниками компании. Людям тревожно, порой даже страшно. Я считаю важным сделать все решения компании максимально прозрачными и дать сотрудникам всю информацию о вырабатываемых антикризисных мерах, а также о финансовой устойчивости компании. К сожалению, сокращение доходов и компании, и ее сотрудников – неотвратимость. Поэтому нам очень важно, чтобы сотрудники видели, что все принимаемые на этот счет решения являются обоснованными и справедливыми. Интересная сторона жизни коллектива - переход на удаленную работу. Здесь наша компания не была в числе передовых, работа из дома никогда не поощрялась, удаленные совещания практически не проводились, лучшим способом принять решение была очная встреча. Научиться работать удаленно нам пришлось буквально за неделю. Благо, это произошло до объявления нерабочих дней, и к вынужденному отсутствию в офисе всех сотрудников мы были технически готовы. Порадовало то, что удаленная работа не разрушила связи в коллективе. Давно работа команды не была столь сосредоточенной, а члены коллектива столь вовлеченными в работу. При этом я не стал считать, что удаленная работа, в силу того что она требует существенно больших чем обычно усилий по организации и администрированию, постановке и контролю задач, является эффективным способом организации труда. Чем раньше мы вернемся к нормальной жизни в этой ее части, тем лучше.
В целом же у нас есть ощущение, что для нашей компании, как и для большинства компаний мира, это время стало временем ускорения трендов. Примечательно, что в этих трендах нет ничего нового. Электронная коммерция росла долгие годы – и вот она выросла еще вчетверо за считанные дни. Росла распространенность удаленной работы – и вот за один день весь офис стал работать удаленно. Развивались новые каналы коммуникаций с клиентами через социальные сети и мессенджеры – и важность этих каналов многократно выросла в одночасье. Список можно продолжать, но важно то, что за последние две недели мы в авральном режиме сделали то, что стоило сделать еще несколько лет назад.
Сегодня важно, хотя и очень трудно психологически, ограничить ресурсы, которые расходуются на постоянно меняющуюся ситуацию необъявленного в нашей стране карантина, и заняться планированием мероприятий по перезапуску бизнеса после отмены ограничительных мер. Я думаю, что предсказать динамику восстановления спроса очень сложно, но спланировать шаги по возобновлению операционной деятельности жизненно необходимо. Нашими первыми целями будут понимание объема спроса после кризиса и урегулирование всех обязательств.
Что же до последствий кризиса, которые будут определять ситуацию в сфере розничного бизнеса, то в качестве ключевых ожиданий я бы выделил следующее.
Не буду оригинален, если скажу, что масштаб экономических потрясений, триггером для которых послужила эпидемия коронавируса, будет довольно суровым. Неизбежны беспрецедентный всплеск безработицы и падение доходов, которые будет особенно сложно преодолеть в условиях отсутствия поддержки государства. Неизбежны и изменения потребительских привычек. Во-первых, люди будут довольно долго бояться контактов друг с другом и трафик в оффлайновых магазинах будет страдать. Во-вторых, большое количество людей впервые попробуют интернет-покупки, и онлайн торговля вряд ли откатится на докризисные уровни. Тем не менее я уверен, что эта ситуация таит в себе некоторое количество возможностей, потому что огромная масса денег будет сэкономлена на вынужденном снижении покупательской активности, отсутствии поездок, недоступности ресторанов и т.п.
Пострадают производственные и логистические цепочки. Ограничения, вводимые на перемещения товара между странами, будут сниматься не сразу. Множество небольших производителей материалов и компонентов разорится, а значит дефицит продукции может возникнуть практически в любой, даже самой неожиданной сфере. И даже в случае отсутствия немедленных проблем бизнесы будут пересматривать источники своих закупок в сторону большей диверсификации.
Больше всего же меня волнует неизбежно следующее из сегодняшней ситуации разрушение доверия. Уверен, что именно оно может нанести наибольший ущерб мировой экономике. Бизнесы перестанут доверять друг другу и государству. Доверие граждан государству и бизнесам тоже будет подорвано. Риски будут переоценены, сократится кредитование, сделки, которые вчера казались простыми, станут требовать существенных гарантий. Лучший способ ограничить эту спираль взаимного недоверия – это уже сейчас стараться вести себя по отношению к своим контрагентам открыто и ответственно.
Впрочем, жизнь идет своим чередом, эпидемии и кризисы были раньше и будут в будущем, и я совершенно уверен, что все мы сможем достойно пережить вынужденную изоляцию, сумеем извлечь из нее свои уроки и зарядиться от редкой возможности провести побольше времени со своими семьями.  

Возврат к списку