Пресса о нас

Inventive Retail Group – оператор розничных сетей, интернет-магазинов, дистрибутор и поставщик бизнес-решений в премиальном сегменте. Группа развивает омниканальную стратегию бизнеса. Розничные магазины группы – это точки продаж в четырех сегментах рынка: электроника, спорт, детские товары и фэшн.

29.08.2019

Zero waste: как экозабава вегетарианцев стала всеобщим моральным принципом

Ответственное потребление из забавы небольшой группы идейных вегетарианцев постепенно становится социальной нормой. Еще недавно казалось невозможным, чтобы люди выбрасывали в отдельные контейнеры бумагу, стекло, пластик или специально отвозили на пункты сбора аккумуляторные батареи. А это значит, что меняется культурная среда: уходит идеология «вещизма», и ее место занимает принцип Zero waste («Ноль отходов»). Подробнее о разумном потреблении мы попросили рассказать директора по маркетингу группы компаний Inventive Retail Group Марию Голенкову.

Пора меняться

Термин Zero waste возник в XX веке. Однако идеология стала действительно популярной только в начале двухтысячных, когда появились блоги о «безотходной жизни», и начал активную пропаганду международный альянс Zero Waste (ZWIA). Максимально понятно основные идеи концепции сформулировала активистка движения Беа Джонсон, ее пять принципов стали своеобразным кодексом. Человеку предлагается отказаться от ненужных вещей, максимально сократить потребление, заменить одноразовые вещи и предметы быта многоразовыми, ремонтировать поломавшиеся и все, что не нужно, сдавать на переработку.

Конечно, для большинства людей положения Zero waste пока выглядят как экологический экстремизм. Так, обычному горожанину сложно отказаться от воды в бутылках, детских памперсов, одноразовых презервативов, капроновых чулок и многого другого. Однако, ситуация быстро меняется, и для многих уже очевидно, что время «одноразовой» цивилизации заканчивается. Меняется законодательство, требования по экологии в развитых странах становятся жестче. Например, в марте 2019 года Европарламент запретил с 2021 года использование пластиковой посуды, одноразовых столовых приборов и других атрибутов современной городской жизни, если есть адекватная замена. Этот же документ повышает требования к сбору и переработке пластиковой тары: к 2029 году в странах ЕС 90% выпускаемых пластиковых бутылок должны собираться и перерабатываться.

Законодательства государств становятся более требовательными к соблюдению экологических норм. Некоторые страны инициативно запретили производство и использование полиэтиленовых пакетов, среди них Франция, Сингапур, Марокко, Шри-Ланка, Танзания, Кения ЮАР. Пока процесс ужесточения экологического законодательства идет стихийно, однако он затрагивает не только развитые страны, но и Азию, Африку и Латинскую Америку. То есть речь идет о глобальном изменении отношения к миру. И в этих условиях концепция «Ноль отходов» вполне может оказаться доминирующей.

Разумное производство

Международная организация Zero Waste Institute рассказывает, что подавляющая масса отходов образуется не тогда, когда бывшие в употреблении вещи выбрасываются на свалку, и даже не тогда, когда они приобретены. Уровень отходов закладывается даже не на этапе производства, а еще при разработке и проектировании. Инженеры на уровне идеи предполагают, какие материалы будут использованы при создании той или иной вещи, возможна ли переработка, какой тип упаковки следует использовать.

Подобно компании Toshiba, которая в начале 70-х годов XX века заложила нулевой процент брака при проектировании изделий, сегодня ведущие производители уже при разработке предусматривают переработку продукции. Например, уже упомянутые требования Евросоюза гласят, что с 2025 года пластиковые бутылки, используемые в Европе, должны как минимум на 25% состоять из переработанных материалов.

Для ведущих мировых брендов идеология ответственного потребления стала ориентиром. При разработке они закладывают переиспользование материалов в новых устройствах. Компания Apple создала специальные формулы пластика, который может перерабатываться и снова применяться при создании новых гаджетов. Алюминиевый сплав корпусов MacBook – это тоже экологическое ноу-хау, так как допускает многократное использование без потери качества.

Более того, Apple разработала систему технологичной утилизации продукции. Так, процесс разборки старых телефонов и планшетов полностью роботизирован. В 2016 году компания представила робо-комплекс Liam, который самостоятельно разбирал старые смартфоны на компоненты для дальнейшей переработки. В 2018 году Apple на базе первой модели создала более совершенный автомат Daisy.

Это первые попытки на этапе проектирования изделий заложить возможность полной переработки и сделать цивилизованную утилизацию частью жизненного цикла продукции. Причем, чем дальше, тем сильнее общество и государства будут давить на производителей, требуя соответствия экологическим нормам.

Ответственность – это современно

В 2017 году ООН обозначила 17 целей в области устойчивого развития до 2030 года. Одна из них – «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства». ООН предполагает запустить организованную пропаганду ответственного производства и потребления, а также требует максимального повышения уровня переработки продукции от транснациональных компаний.

Однако чтобы люди стали ответственнее относиться к потреблению, одной пропаганды недостаточно. Так, во многих странах пока не существует инфраструктуры, чтобы человек мог стать цивилизованным потребителем. Например, в России от сутствует система раздельного сбора мусора, не налажен прием пластиковой тары, большая часть которой попадает в контейнеры с бытовыми отходами. Чтобы сдать аккумуляторные батарейки нужно ехать за тридевять земель, даже в самых крупных городах пункты приема макулатуры можно пересчитать по пальцам. А сбор металлолома до сих пор частично криминализирован.

И все же мир меняется и государства тоже. Например, вслед за велодорожками на улицах во многих московских дворах появились емкости для пластиковых бутылок. В магазинах бытовой техники заработали пункты приема отработавших батареек, а многие продавцы электроники запустили программы Trade-In, принимая старые устройства в обмен на скидку при покупке новых.

Инфраструктура цивилизованного потребления постепенно выстраивается. Зачастую инициатором ее создания становится сам бизнес, для которого экологичность стала одним из приоритетов развития бизнеса. Так, сеть фирменных магазинов re:Store принимает для последующей цивилизованной утилизации весь спектр б/у устройств Apple, аналогичные программы есть и у других представителей ритейла. До принципов «Ноль отходов» еще далеко, но это первые шаги, дальше будет больше. Движение бизнеса в сторону создания инфраструктуры ответственного потребления очевидно.

Экология – это технологии

Критики концепции Zero waste часто упрекают сообщество последователей в том, что реализация принципов «Ноль отходов» приведет человечество обратно в пещеру: к натуральному хозяйству и компостной яме у жилища. Однако это извращение идеи разумного потребления.

Сейчас закладываются основы новой цивилизации, не противопоставляющей себя природе, а осознающей себя как часть целого единого мира. И принципы Zero waste – это своеобразный социальный ориентир, который поможет людям выработать гармоничную модель отношений как внутри общества, так и с окружающим миром. Так что речь идет не о переходе от технократической цивилизации к первобытному образу жизни, а о переориентировании инженерной мысли на создание более экологичных производств. Человечество стало взрослее, а потому должно быть более ответственным как перед собой, так и перед тем космосом, в котором обитает.

Возврат к списку