Пресса о нас

Inventive Retail Group – оператор розничных сетей, интернет-магазинов, дистрибутор и поставщик бизнес-решений в премиальном сегменте. Группа развивает омниканальную стратегию бизнеса. Розничные магазины группы – это точки продаж в четырех сегментах рынка: электроника, спорт, детские товары и фэшн.

20.06.2019

Тихон Смыков, президент Inventive Retail Group: "Мы уже пять лет находимся в ситуации, когда доходы населения падают, а не растут"

Тихон Смыков, президент группы компаний Inventive Retail Group, дал интервью в совместной студии телеканала РБК и Недели российского ритейла. Публикуем видео и текст.
Ольга Дубровицкая, ведущая РБК: - Тихон, здравствуйте. Хотелось бы начать наш диалог с обсуждения состояния российского рынка ритейла. В вашу группу компаний входят розничные сети, работающие в разных потребительских сегментах. Вы могли бы рассказать, какие сегменты чувствуют себя лучше, какие хуже, с чем вы это связываете и каков сейчас потребительский спрос в России?
Тихон Смыков, президент Inventive Retail Group: - Основа потребительского спроса - доходы населения. Всем более-менее известно, что мы уже пять лет находимся в ситуации, когда доходы населения падают, а не растут. И по большому счету стагнирует розничный рынок. Происходит серьезнейшная консолидация рынка. Второй фактор - рынок меняется. Люди все больше покупают онлайн, и онлайн-бизнес растет каждый год двузначными темпами, и точно также продолжит расти.
- Это составляет угрозу традиционному ритейлу?
- Это и угроза, и возможность. Онлайн - это стопроцентная информационная прозрачность. Это очень сильно усугубляет цифровую конкуренцию, и заработать при продаже какого-либо товара становится все сложнее и сложнее, приходится предоставлять клиенту какой-либо дополнительный сервис, чем мы и занимаемся.
Если говорить о нашей компании, Inventive Retail Group, то мы фокусируемся на верхнем ценовом сегменте среднего класса, и это приводит к тому, что у нас все более-менее хорошо, выручка устойчиво растет каждый год. Если говорить про 2019 год, то по пяти месяцам прирост уже в 22%.
Рост по сегментам у нас неравномерен. Очень сильно растет сегмент спортивных товаров, куда мы сейчас много инвестируем, это связано с предпочтениями подрастающего поколения и большими трендами на продвижение спортивного стиля и здорового образа жизни в широкие массы населения.
Неплохо растет бизнес потребительской электроники, но там есть большие проблемы с маржой. Плохо с детскими товарами, спрос падает из-за ситуации с демографией и большой конкуренции. Детский рынок сокращается. В 90% случаях детские коляски покупают на "Авито". Это связано не только с доходами населения, но и с разумным подходом - если у тебя есть хорошая вещь, она же за год себя не исчерпает. Зачем покупать новую коляску, если можно купить такую же в два раза дешевле. Люди прагматичны, и, чем они моложе, тем они прагматичнее, и даже циничнее.
Рационализация потребления - это очень важный тренд.
- Вы продаете детские игрушки, Lego. C ними ситуация такая же?
- Все больше внимания детей уходит в мобильные устройства, смартфоны, планшеты. То есть существует масса причин, по которым на этом рынке серьезные проблемы. В этом сегменте мы зарабатываем, но роста нет.
- Поговорим о сегменте электроники. В прошлом году было некоторое затишье, в этом году был прирост, это связано с отложенным спросом?
- Здесь наблюдается целый ряд явлений. Начнем с того, что крупные компании на этом рынке в этом году как раз не растут.
- Почему?
- Замедляются инновации.
Если смотреть внутрь рынка потребительской электроники, то растут смартфоны за счет повышения средней цены устройства, стагнируют ноутбуки, падают планшеты.
Но тотально рынок потребительской электроники в этом году не прирастает, потому что неоткуда.
- Вы говорите, что крупные компании на этом рынке не растут. Это может быть связано с тем, что развивается рынок китайских смартфонов? Это представляет сейчас серьезную угрозы для айфонов?
- Китайские смартфоны продают те же самые ритейлеры, и получается, что это продажи в том же самом рынке. Но все же у Apple и производителей китайских смартфонов разные клиенты, поэтому лобовой конкуренции нет. Люди очень редко настолько меняют свои предпочтения.
- В данный момент вам интересен выход в новые продуктовые сегменты?
- Нет. Мы считаем, что сейчас состояние экономики таково, что предпринимательский риск для совершенно новых начинаний избыточен. И мы понимаем, что лучше сосредоточиться на том, что мы умеем продавать, и зарабатывать там.
- Какая у вас сейчас ситуация с онлайн-продажами?
- Если говорить про электронику, то 16% наших продаж идут из онлайн, в спортивном сегменте эта доля составляет 20%, и эти цифры постоянно растут.
- Сейчас много компаний, специализирующихся на онлайн-продажах изначально, становятся все более развитыми, плюс много совместных предприятий объявляются крупнейшими игроками рынка. Как вы считаете, это оставляет возможность для игроков развивать собственные онлайн-магазины, или рано или поздно эти продажи все равно будут перетекать на площадки, где можно купить все и сразу?
- Скорее всего, в интернете будет очень серьезная консолидация. Многообразие игроков, которые прибыльно делают бизнес, не получится. В Китае продажи на AliExpress составляют 70% от общей доли, доля JD.com составляет 20%, а 10% продаж остаются всем остальным компаниям. То же самое в США: есть Amazon, а есть все остальные. Есть узкоспециализированные игроки, но они не такие большие, и их мало.
- Как изменился потребитель за последние годы в России?
- Потребитель в России меняется очень сильно из-за двух факторов. Первый - не растут доходы, что толкает клиента в очень рациональное потребление. Второй фактор - поколенческий. Поколение Z и работает по-другому, и покупает иначе. Они гораздо меньше зависят от внешних оценок, они гораздо более прагматичны.

Возврат к списку